» » Вечный вопрос отцов и детей
загрузка...

Вечный вопрос отцов и детей

Отцы и дети, или попытка решения вечного вопроса

детско-родительские отношенияДорогие друзья! В прошлой статье я рассказала вам о том, что вышел второй номер журнала “Счастлива в семье”, и написала, что некоторые темы, поднятые в журнале, хотелось бы обсудить отдельно. Сегодня предлагаю начать обсуждение со статьи Ксении Калининой “Отцы и дети, или попытка решения вечного вопроса”. Ксения – не только ведет тренинги по семейным и детско-родительским отношениям, но и сама является многодетной мамой и женой с 12-летним стажем. Для нашего журнала Ксения написала статью о взаимодействии родителей и детей. Все мы хотим блага своим детям, но всегда ли наши воспитательные воздействия идут на пользу подрастающему поколению? О важной грани отношений родителей и детей и пойдет речь в этой статье. С согласия автора привожу полный текст статьи и приглашаю Вас к обсуждению.

Отцы и дети, или попытка решения вечного вопроса

«Только любовь  вправе побуждать»

Первое правило — прощаем родителям их несовершенство и начинаем уважать их старость.

Возможно наши родители никогда и небыли для нас «идеальными», но поверьте, они старались ими стать. Поэтому не тратьте зря время на поиски и изучение их промахов и ошибок. Ведь никому ни в каком возрасте не хочется ежедневно оправдываться и объясняться, а также выслушивать замечания и наставления.

Независимо от того, кто кого воспитывает (мы родителей, или они нас), никогда не забывайте о том, что уважение — прежде всего! Поэтому крики, оскорбления, приказы, истерики и давление в кругу семьи просто недопустимы. Каждому из нас необходимо научиться уважать их. Тогда и они станут уважать нас.

Поначалу ребенок требует внимания, заботы и любви, но чем старше становится, тем больше настаивает на полной свободе во всех отношениях. Под одной крышей становится тесно. Семейные конфликты между поколениями предопределены и неизбежны. Весь вопрос, в какой форме они проходят.

Отцы и дети: проблема воспитания

В гармоничной семье умные уравновешенные родители умеют выстроить отношения единой команды, где у каждого свое место, роль и назначение. В этом случае различные взгляды детей и родите­лей будут дополнять друг друга и работать на общие цели: давать каждому возможность реализовать свою мечту, занять какое-то место в социуме, духовно совер­шенствоваться.

В семье, где у родителей преобладают такие черты, как самость, раздражительность, авторитарность, неспособность понять и принять другого человека, конфликт из скрытой формы легко перерастает в открытую.

Он может быть бурным, острым или вялотекущим, хроническим. Это зависит от силы «сшибки» интересов и темперамента личностей.

Если семейный конфликт затягивается на длительное время, без перспективы договориться, отношения между сторонами резко ухудшаются, родители и дети наносят друг другу такие психологические травмы, что в дальнейшем примирение делается маловероятным.

Самое тяжелое для родителей — это принять ребенка таким, какой он есть, поверить в то, что у него есть свое мнение. Для детей очень трудно высказать родителям о том, что они считают не уместным и неправильным в поведении родителей (они же не святые). Очень тяжело родителям понять, что их ребенок, так же, как и они, свободен в своих действиях и поступках.

Отцы-и-дети-вечная-проблема1

Цикл бесед «Осторожно,
криминальная опасность!»
носит чисто
практическую направленность. Центральный
вопрос - как вести себя в ситуации
юридического конфликта, причем как в
ситуации, когда ребенок оказался
жертвой правонарушения, так и в ситуации,
когда подросток сам стал правонарушителем.
Одной из важнейших задач здесь
становится формирование у подростков
отношения нетерпимости к аморальному
образу жизни, к противоправным
поступкам. Очень важно научить ребенка
юридически грамотно действовать во
время задержания или ареста, тем самым
ограждая себя от злоупотреблений и
ущемления своих прав со стороны правоохра
нительных органов. В этих же
беседах стоит задача обучения адекватному,
рациональному поведению подростка
во время совершения против него
преступления и после этого. Тематика
бесед: «Стать преступником очень легко!»;
«Как загубить жизнь с помощью наркотиков?»;
«Как вести себя во время задержания
(либо при аресте)?»; «Некоторые
неписаные правила поведения за решеткой,
или как остаться человеком на зоне?»;
«Вас обокрали»; «На вас напал грабитель»;
«На вас напал насильник» - для девочек;
«Вашего ребенка обвиняют в совершении
преступления: ваши действия» - для
родителей; «Пропал ребенок» - для
родителей.

Цикл внеурочных дел (правовых
деловых игр).
Подростки оказываются
в ситуациях, когда необходимо применить
на практике полученные на занятиях
знания. Без таких своеобразных тренировок
невозможно привитие умений и
навыков поведения. Перечень правовых
игр: «Гражданин, вы арестованы!»; «Правовой
калейдоскоп» - по уголовному праву;
«Сам себе юрист» - по семейному и
жилищному праву; «Работник и работодатель» -
по трудовому праву.

Встречи с работниками правоохра
нительных органов.
Встречи с
людьми, которые находятся ближе всего к
преступному миру, включают в себя:
рассказы о случаях из юридической
практики, статистику правонарушений и их
раскрываемости, знакомство со средствами,
методами и возможностями правоохрани
тельных органов в деле раскрытия
преступлений и др. Все это должно
решать задачу профилактики, предупреждения
правонарушений среди подростков.

Встречи с бывшими заключенными.
Главная задача этого - разрушение в
глазах подростков образа «романтики»
и «священного братства» в криминальном
(преступном) мире. Этого можно
добиться только при условии очень вниматель
ного подбора «гостей». Имеется в
виду предварительный разговор с приглашен
ными, постановка перед ними
конкретной задачи и внимательное, умелое
ведение разговора педагогом. Один
такой неформальный разговор может
заменить (по эффективности) 10 бесед,
проведенных учителем. Среди выпускников
школы есть, к сожалению, юноши, отсидевшие
в тюрьме или колонии. Некоторые из них
- люди, искренне раскаявшиеся в
содеянном и желающие изменить свою
жизнь. Они могут (а главное - хотят!) много
полезного рассказать и сделать для
ребят, подсказать, как избежать «черной
полосы» в судьбе. С другой стороны,
воспитательная работа с подростками
становится для лиц, освободившихся из мест
лишения свободы, своеобразной
социальной адаптацией и реабилитацией.

Взаимоотношения должны строиться на обоюдном понимании и желании чувствовать, что рядом с тобой есть родной человек, который тебя понимает и хочет тебе помочь. Только так изменения во взаимоотношениях между детьми и родителями будут проходить благоприятно и приносить положительные результаты.

В чем корень проблемы «отцов и детей»?

Решаема ли проблема «отцов и детей» в наше время?

 Некоторые учащиеся предложили свое видение решения этой проблемы. Например, надо прислушиваться друг к другу, хотя это очень трудно. Нужно много терпения и взаимопонимания. Другие предлагают, чтобы взрослые при возникновении  проблемы вспоминали бы  себя в молодости и входили в наше положение. Другой вариант  решения проблемы -  это просто больше проводить времени вместе. Ну а большинство подростков считают, что  надо перестать думать только о себе.

         В результате   исследования выявлено, что учащиеся одиннадцатого  класса  гимназии единогласно(100%) считают, что проблема «отцов и детей» в современном мире существует. Учащиеся  же восьмого класса, напротив, в основном (83%) считают, что данная проблема ими не выделяется. А значит у моих одноклассников практически не возникает проблем  с родителями!

III.3аключение.

          В ходе работы над проектом я пришла к выводу, что  проблема «отцов  и детей»- одна из самых драматических и востребованных тем русской классики, именно поэтому она нашла свое выражение во многих произведениях русских писателей.  Эта тема стала поистине темой различных веков.

Дело даже не в том, что советские люди смотрят на мир иначе, нежели современное поколение, и вовсе дело не в эпохах. Главная причина - это конфликт интересов. Родители беспокоятся о ребенке, и естественно, пытаются оградить и уберечь его от проблем. Запрещают гулять поздними вечерами с неизвестной компанией, заставляют ходить в школу и заниматься учебой, постоянно читают какие-то нравоучения. Родители из гуманных соображений не хотят, чтобы с их ребенком произошло что-то нехорошее. Но ребенок не понимает этого, потому что ему постоянно требуется новое. А родители не только этого нового не дают, но и пытаются оградить. Ребенку неважно, из каких побуждений это делается. Он, как и родители, испытывает внутренний конфликт. Он тоже не хочет доставлять боль и слезы родителям. Но в то же время  у него есть внутренний порыв к новому. Он хочет испытывать новые чувства  и не желает отставать от сверстников.

Часто взрослые отстают. Они думают, что дети – это еще дети. Что они еще ни к чему не готовы. А «взрослые» пятнадцатилетние подростки хотят самостоятельности. И у них складывается ощущение, что забота родителей тянет вниз. В итоге, между ребенком и отцом нарастает непонимание, перерастающее в пропасть. Между отцом и сыном или дочерью и матерью пропадает диалог. Это противоречие и порождает проблему «отцов и детей».

 На мой взгляд, материалы данного проекта могут быть интересны учителям литературы, психологам, социологам с целью использованияна внеклассных мероприятиях, на уроках литературы, психологических тренингах и в повседневной жизни для разрешения конфликтных ситуаций.

Кто-то может подумать, что Северный Кавказ в силу своей традиционности менее подвержен проблеме «отцов и детей». Что отец сказал, то и будет. Кого кавказской девушке выбрали для замужества, тот и будет ее мужем. Конечно же, уважение к старшим еще как-то сдерживает развитие обозначенной проблемы. Кстати, хочу сказать, что в некоторых семьях это уважение доведено до абсурда.

Мой средний дядя, которому почти 45 лет не позволяет себе курить перед старшим дядей, которому 50 лет! Я не шучу! Плохо это или хорошо, я сказать не могу. Но, пример показал для того, чтоб вы поняли, что традиции на Кавказе возведены в ранг культа. Кстати, именно это пугает порой. Так как некоторые кавказцы уже не могут различить грань между культурной традицией и религиозным каноном и переходят грань дозволенности. На самом же деле, проблема отцов и детей на Кавказе присутствует, но она более завуалирована. Смотрите сами видео о том, как сын «заказывает» отца в республике Дагестан:

Ну, что можно сказать? Хваленое кавказское воспитание сегодня не гарантирует успех в воспитании чада. Вы можете годы потратить на то, чтоб вырастить достойного сына, но, если хоть на день упустите из виду, то он может попасть под влияние других людей и полностью изменить свои взгляды. Это сегодняшняя действительность Кавказа! Как решить эту проблему? Можно нанять охрану своим детям, но это дорого. Можно самому всегда быть рядом с ним, но вы же не сможете контролировать каждый их шаг.

Психолог, тренер, преподаватель психологии. Ведущая лекционных курсов и практических занятий по темам семейной психологии и детско-родительских отношений. Ведущая авторских тренингов для родителей. Монтессори-педагог (0-3).

О себе. Замужем 12 лет. В моей семье растут трое детей десяти, шести и трех лет. Видеть, как мои дети взрослеют, как узнают себя и окружающий их мир, совершенствуются в интересных для них делах, размышляют, чувствуют, и иметь возможность быть рядом в нужный для них момент – самая большая радость для меня. На мой взгляд, родитель – это человек, который призван помочь естественно раскрыться ребенку в мире.  

Контакты:[email protected]

Какое счастье, что они у нас есть, дарят нам чувство уверенности и защищенности, волнуются и молятся за нас, и в любую минуту готовы принять нас такими, какие мы есть.

И какое счастье иметь энергичных, удивительно живых и увлекающихся стариков, которые в любой момент готовы прийти нам на помощь, стать нашей надежной поддержкой и опорой. Все в наших руках! Стоит только захотеть и все получится!

Наверх