» » Диагностика готовности ребенка к школе
загрузка...

Диагностика готовности ребенка к школе

Диагностика готовности ребенка к школе

Готовность ребенка к школе определяется по трем аспектам, которые взаимосвязаны между собой. Это физическая готовность, интеллектуальная готовность и личностная готовность. Поэтому диагностика готовности ребенка в школе производится разными специалистами (врачами, педагогами, психологами), а уже потом выносится вердикт — готов ребенок к школе или стоит еще годик подождать.

  • "Запомни и расставь точки"
  • . С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка 4-6 лет.

  • "Заучивание 10 слов" (А.Р. Лурия)
  • . Данная методика позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психи­ческими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.

    1.3. Методика исследования словесно-логического мышления. (по Й. Ерасеку).

    Одна из удачных методик исследования словесно-логического мышления как компонента интеллектуальной готовности ребенка к школе предложена Й. Ерасеком.

     Цель: определение уровня вербального мышления, умения мыслить логически и выражать свои мысли.

    Оборудование: бланк теста на определение уровня “Вербального мышления”.

    Проведение: ребенку задаются вопросы, ответы на которые оцениваются по шкале.

    Вопросы

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Другие ответы

    1.  

    Какое из животных больше - лошадь или собака?

    0

    -5

    1.  

    Утром люди завтракают. А вечером?

    0

    -3

    1.  

    Днем на улице светло, а ночью?

    0

    -4

    1.  

    Небо голубое, а трава?

    0

    -4

    1.  

    Яблоки, груши, сливы, персики – это что?

    +1

    -1

    1.  

    Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?

    Города +1

    -1

    Станции 0

    1.  

    Футбол, плавание, хоккей, волейбол – это…

    Спорт, физкультура +3

    0

    Игры, упраж. +2

    1.  

    Маленькая корова – это теленок? Маленькая собака – это …? Маленькая лошадь ?

    Щенок, жеребенок +4

    - 1

    Кто-то один щенок или жеребенок 0

    1.  

    Почему у всех автомобилей тормоза?

    2 причины из: тормозить с горы, на повороте, остановка в случае опасности столкновения, после окончания езды    +1

    -1

    Названа одна причина

    0

    1.  

    Чем похожи друг на друга молоток и топор?

    2 общих признака +3

    0

    Назван один признак +2

    1.  

    Чем различаются гвоздь и винт?

    У винта нарезка +3

    0

    Винт завинчивается, а гвоздь забивается, у винта гайка +2

    1.  

    Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них одинаково?

    На кошку (с выделением признаков подобия) 0

    На курицу - 3

    На кошку (без выделения признаков подобия) – 1

    1.  

    Чем похожи друг на друга белка и кошка?

    2 признака +3

    0

    1 признак +2

    1.  

    Какие ты знаешь транспортные средства?

    3 средства: наземное, водное, воздушное и т.п. +4

    Ничего не названо или неправильно 0

    3 наземных средства

    1.  

    Чем отличается молодой человек от старого?

    3 признака +4

    0

    1-2 признака +2

    ИТОГО:

    Вопросы

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Другие ответы

    1.  

    Какое из животных больше - лошадь или собака?

    0

    -5

    1.  

    Утром люди завтракают. А вечером?

    0

    -3

    1.  

    Днем на улице светло, а ночью?

    0

    Тест 4.1
    Высокий уровень – 3б.(6 -7 ответов)
    Средне - высокий – 2б.( 5 ответов)
    Средний – 1б(3-4 ответа)
    Низкий – 0б.(1-2 ответа)

    Тест 4.2
    Высокий уровень –3б (4-5 ответов)

    Средний – 2б (3 ответа)
    Низкий – 1б (0-2 ответа)

    Тест 4.3
    Высокий уровень –3б (4-5 ответов)
    Средний – 2б (3 ответа)
    Низкий – 1б. (0-2 ответа)

    Тест "Левая – правая рука" (интеллектуальная децентрация)
    Тест выявляет способность ребёнка к позиционности. Под позицией понимается место ребёнка (реальное или предполагаемое) в системе рассматриваемых отношений. В познавательной деятельности – это сформированность "децентрации", т. е. возможность изменить познавательную перспективу, координировать свою и других точки зрения. Благодаря сформированности "децентрации" у ребёнка появляется основа для изменения отношения его к окружающему миру. Открывается перспектива формирования новых интеллектуальных структур и перехода мышления на более высокий уровень.
    Инструкция к проведению
    Взрослый и ребёнок садятся друг против друга. Психолог спрашивает у ребёнка, знает ли он, где у него правая (левая) рука. Затем просит показать правую (левую) руку у взрослого при правильном решении задания взрослый умышленно начинает сбивать ребёнка на "зеркальное перенесение"
    Оценка результатов
    Высокий уровень – 3б. (Перекрёстное решение на образном уровне с соответствующим обоснованием; проявляет критичность на провоцирующие действия взрослого)
    Средний –2б. (Перекрёстное решение в сочетании с практическими действиями (поворот головы, тела) При провоцирующих действиях взрослого соглашается с ним, тем самым обнаруживая симптом конформизма.)
    Низкий – 1б. (Использует метод "зеркального перенесения": правую руку у себя идентифицирует с левой рукой взрослого, аналогично свою левую – с правой рукой взрослого.)


    Диагностика произвольного внимания
    Произвольное внимание — это сознательная направленность и сосредоточенность на той или иной психической деятельности. Высокий уровень развития произвольного внимания подразумевает способность ребенка самостоятельно, без дополнительных напоминаний взрослого, сосредотачиваться на выполняемой деятельности. Особое значение произвольное внимание приобретает в процессе обучения ребенка и выступает одним из показателей психологической готовности к школьному обучению
    Методика "Домик"

        (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;
      (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;
        неправильный ответ = -1)
      неправильный ответ = -1)
      1. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
    1. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
        (города = 1; станции = 0;
      (города = 1; станции = 0;
        неправильный ответ = -1)
      неправильный ответ = -1)
      1. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
    1. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
        (правильно показано = 4;
      (правильно показано = 4;
        показано только целый час или четверть часа = 3;
      показано только целый час или четверть часа = 3;
        не знает часов = 0)
      не знает часов = 0)
      1. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...?
    1. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...?

    Давайте больше самостоятельности (для профилактики неуверенности).

    Занятия проводите в игровой и ненасильственной форме.

    Уделяйте время на развитие памяти, внимания (Это основные процессы, на которых строится обучение).

    Если ребенок допустил ошибку, попросите его найти ее самому (это первая форма самоконтроля).

    Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.

    Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

    Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

    Если возникнут проблемы с адаптацией к новым условиям, то обратитесь к психологу.Диагностика готовности ребенка к школе

    Если ребенок не усваивает материал, не может найти контакт со сверстниками, появились истерики, тогда необходимо обратиться к неврологу.

    В. Рисунок человека

    Инструкция: "Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)." Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: "Можно ли рисовать тетю?" - необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.

    При оценке рисунка человека учитывается:

        Методика "Домик" выполнена без ошибок. Можно охарактеризовать
    как хорошее выполнение задания - 0 балов. Все детали рисунка присутствуют.
    Нет отдельно увеличенных деталей более чем в 2 раза. Все элементы рисунка
    изображены правильно и произвольное их распределение в пространстве. Нет
    отклонений более чем на 30 градусов от заданного пространства. Линии без
    разрывов. Отсутствуют линий одна на другую.

    Ориентировочный тест школьной зрелости испытуемого выполнен несколько
    хуже, чем предыдущий. Первое задание выполнено очень примитивно и заслуживает
    оценки в 5 баллов. За второе задание можно поставить 2 балла т.к. образец
    скопирован разборчиво но с небольшими погрешностями. И третье задание почти
    совершенное подражание образцу. Единственной погрешностью это не которое
    уменьшение пространства между точками, но это допустимо. Итого испытуемым
    набрано 8 баллов, что соответствует среднему результату.

    Вывод ребенок хорошо ориентируется на образцы, у него сформулировано
    умение копировать его. Можно говорить о развитие произвольного внимания,
    сенсомоторной координации.

    То результатом проведенных методик можно сделать вывод, что ребенок
    готов к школьному обучению.

        2. Испытуемый Ученик (2).

        На рисунке все детали присутствуют. Размер рисунка сохранен.
    Правильное изображение в пространстве. Нет отклонений прямых линий более
    чем 30 градусов, от заданного на правления. Нет разрывов между линиями.
    Отсутствует залезание линий одна на другую. Единственным минусом является
    не правильно изображенный элемент рисунка. Поэтому рисунок можно оценить
    в 1 балл.

    За выполнение теста школьной зрелости в сумме можно поставить
    6 баллов. Результат выше среднего.

    Первое задание. Рисунок мужской фигуры можно оценить 3 балами.
    На рисунке изображены голова, туловище, шея, конечности, волосы, но отсутствуют
    ступни ног и на руках по 3 пальца.

    Второе задание. Подражание письменными буквами - 2 бала т.к.
    буквы достигают двойной величены.

    Третье задание. Срисовывание группы точек - 1 балл т.к. почти
    совершенное подражание образцу.

    Вывод: по результатам проведенных методик можно говорить о психологической
    готовности ребенка к школьному обучению. Испытуемая хорошо может воспроизводить
    образец, развита тонкая моторика руки и координация зрения. Все это
    характеризует произвольность психологической деятельности.

    Пожалуй, если говорить об использовании материалов на проверку готовности школы, лучшее, что могут сделать родители – изучив их, понять, какие навыки и умения должен развивать ваш дошкольник, какими чертами характера должен он обладать к началу школы. И -  конкретно, адресно  помочь ему в этом процессе становления: научить ставить цели и выполнять их, подчиняться правилам и общаться в коллективе, развивать мелкую моторику и речь, стимулировать познавательный интерес и т.д.

    Дети 5-6 лет могут проработать 4-5 минут. Для детей этого возраста нормой считают наличие 1-2 ошибок за минуту работы.

    Через 5 минут работы у пяти, шестилетних (или 10 минут у семилетних) детей количество ошибок резко увеличивается, они начинают отвлекаться, именно в этот момент Вы и даете новую инструкцию (говорите, что осталось поработать всего одну минуту). После устранения неопределенности, когда дети понимают, что работа близка к окончанию, их деятельность должна нормализоваться, а появившиеся ошибки - исчезнуть.

    Именно это умение концентрироваться, произвольно регулировать свою деятельность и сосредотачиваться необходимо не только для хорошей учебы в школе, но и для успешной деятельности вообще.

    Этот тест показывает также и степень утомляемости, астеничности детей. Слабые дети очень быстро устают и начинают делать много ошибок не через 5-10 минут, как в норме, а уже через 2-3 минуты. Однако будьте внимательны и не путайте этих детей с детьми, у которых очень низкий уровень волевой готовности, так как астеничные дети в первую минуту задание принимают и начинают правильно зачеркивать фигуры, просто нарушение деятельности у них начинается раньше, в то время как у детей с низкой произвольностью ошибки, попытки ухода и отвлечения появляются с самого начала.

    Наверх