» » Биография яна гуса
загрузка...

Биография яна гуса

Гус Ян - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.

(

) Ян (1371-1415), национальный герой чешского народа, идеолог чешской Реформации. В 1402-03, 1409-10 ректор Пражского (Карлова) университета. Вдохновитель народного движения в Чехии против немецкого засилья и католической церкви (порицал торговлю индульгенциями, требовал возвращения к принципам раннего христианства, уравнения в правах мирян с духовенством). Осужден церковным собором в Констанце и сожжен.


В 1434 году радикальные гуситы наконец проиграли своим более умеренным собратьям, вступившим в союз с католиками, но отзвуки "гуситской революции" были слышны в чешской истории еще несколько столетий. После 1918 года, когда была провозглашена независимость Чехословакии, первый президент этой страны Томаш Г. Масарик называл именно гуситство национальной религией чехов и подчеркивал демократический и национально-освободительный характер гуситского движения – старательно обходя, впрочем, такие "неудобные" моменты, как террор гуситов против монастырей и католиков в целом, а также разорение, которое принесли стране гуситские войны. Коммунистический режим позднее и вовсе сделал из Гуса и его последователей убежденных "борцов за счастье трудового народа". Именно таким предстает Гус в одноименном фильме патриарха чешской кинематографии Отакара Вавры, снятом в 1954 году.

Правда, Ян Гус вряд ли может нести ответственность за все деяния его последователей. Сам он старался избегать насилия и призывов к нему, хотя некоторые положения его учения были революционными. В частности, Гус утверждал, что церковные и светские властители не вправе выполнять свои функции, если они живут в смертном грехе – а по строгим христианским канонам, в таком грехе, несомненно, жили почти все тогдашние короли и князья и немалое число церковных иерархов. Критиковал Гус и практику продажи церковью индульгенций (отпущения грехов). Во многом он предвосхитил идеи Мартина Лютера, который через сто лет после гибели Гуса пришел с более обширной программой религиозной Реформации, потрясшей всю Европу. В этом смысле и деятельность Яна Гуса и "гуситская революция" – часть европейской истории, явление, которое выходит за пределы маленькой Чехии.

(ок. 1371-1415)Ян Гус
Родился в местечке Гусинец (Чехия) в крестьянской семье. В 1393 окончил Пражский (Карлов) университет, где в 1396 получил степень магистра свободных искусств, в 1401-1402 был деканом факультета свободных искусств, а в 1402-1403 и 1409-1410 - ректором университета. В 1402 он был назначен настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке.

Еще в студенческие годы Гус попал под влияние известных деятелей реформаторского движения (в частности, Яна Милича и Матвея из Янова), которое зародилось в Чехии к концу правления (1346-1378) императора Карла IV и стало весьма заметным к 1400. Гус примкнул к этому движению и сделался пламенным его приверженцем. Его роль в спорах и полемике относительно церковной реформы оказалась столь значительной, что уже в скором времени Гус стал признанным вождем сторонников реформ. Настоятельная необходимость их проведения признавалась всеми, однако мнения о ее глубине и средствах осуществления расходились.
Поначалу между проповедниками реформ и церковными властями не было разногласий, и часто они работали сообща. В ряде случаев архиепископ Пражский приглашал Гуса выступать с проповедями перед собранием клириков и вносить предложения о том, как исцелить язвы, поразившие общество и церковь. Но когда вдобавок к своим собственным идеям Гус начал проповедовать учение Джона Уиклифа, высшее церковное начальство от него отвернулось. Папская курия, выведенная из себя обличениями Гуса, выпустила против него в 1410 буллу, тогда же архиепископ Пражский распорядился о сожжении книг Уиклифа и наложил церковный запрет на деятельность Гуса и его сторонников. Еще ранее повсюду, кроме церквей, были запрещены проповеди (эта мера явно была направлена против Вифлеемской часовни). В 1411 тот же архиепископ торжественно провозгласил церковный запрет против Гуса и пригрозил всем местностям, которые его укроют, интердиктом (отказом в праве совершать богослужения).

В 1412 в Прагу были направлены папские эмиссары для сбора денег (посредством продажи индульгенций), которые предназначались для объявленного папой Иоанном XXIII крестового похода против короля Неаполя Владислава. Проповеди Гуса и его сторонников против индульгенций и последовавшие за ними народные выступления явились последней каплей. Новое послание еще более ужесточило церковный запрет и угрожало приостановкой богослужений в Праге. Тогда Гус обосновался в замках своих последователей вблизи Праги.

В октябре 1414 он, положившись на слово императора Сигизмунда, который гарантировал его безопасность и дал в сопровождающие чешских дворян, выехал на собор в Констанце, надеясь, что ему удастся оправдать свое учение и деятельность. Но вскоре после прибытия в Констанц Гус был взят под стражу.

Состоялись три заседания, на которых Гус пытался утверждать, что многие предъявленные ему обвинения не соответствуют действительности и он ничего подобного не утверждал (так, он не разделял учения Уиклифа о т.н. 'реманенции', т.е. сохранении сущности хлеба и вина при евхаристии в неизменном виде), другие подверглись искажению (так, утверждалось, что Гус говорил о неспособности клириков, обретающихся в смертных грехах, совершать таинства, но при этом опускалось важное добавление: 'надлежащим образом'). Практика же причащения мирян и хлебом, и вином, а не одним только хлебом, еще не была окончательно, на уровне официального учения церкви, отвергнута и осуждена. Выдвинутое в трактате О церкви учение о Христе как о главе церкви и о том, что церковь представляет собой 'совокупность избранных', также могли быть объявлены еретическими лишь при очень необъективном рассмотрении. Гусу предложили отречься от своего учения, и это спасло бы ему жизнь, однако он возразил, что не может отрекаться от того, чего не утверждал. Тогда его, как неисправимого еретика, приговорили к сожжению заживо на костре, что и было исполнено здесь же, в Констанце, 6 июля 1415.

Известие о его казни и о предательстве императора вызвали в Чехии взрыв возмущения и новый подъем национальных чувств. 452 представителя высшей знати, собравшиеся в Праге в начале сентября 1415, подписали протест, который был направлен собору. То был пролог гуситских войн и начало продолжавшейся столетиями борьбы Чехии за религиозную и политическую свободу.

Литературная деятельность Гуса протекала параллельно его борьбе за свои воззрения. Обращаясь к академическим кругам и мирянам, он использовал как латынь, так и чешский язык. Наиболее примечательным вкладом Гуса в дело защиты реформ явилась книга О церкви (De Ecclesia, 1413). Труды Гуса на чешском языке - замечательное литературное дополнение к его проповедям в Вифлеемской часовне. Их число значительно выросло в течение его добровольного изгнания, они были предназначены как последователям Гуса в Праге, так и новым его сторонникам по всей стране. Циклу работ на чешском языке, в которых Гус стремился осветить сложные проблемы или объяснить основоположения христианского учения, предшествуют краткие трактаты по вопросам, представляющим общий интерес. Его труд Объяснения веры, декалога и молитвы Господней содержит описание тонких теологических проблем на доступном пониманию народа уровне. Важное место следует отвести собранию чешских проповедей Postilla, а также блестящему описанию христианских принципов Дочь, или Истинное знание о подлинном молении, которое посвящено набожным женщинам, членам конгрегации Яна Гуса.

  Названиями своими обе партии обязаны бранным кличкам, происхождение их неясно. Существует несколько объяснений: кажется, оба они пришли из Ирландии - ториями там называли уличных воров, вигами - протестантов (презрительно).

Партии эти не были организационно оформлены, не собирались на съезды, не имели выборных органов. Более или менее заметную организацию они имели только в парламенте. В стране существовали не столько «члены» партий, сколько их сторонники.

Возникновение партий ториев  и вигов кладет действительное начало буржуазной двухпартийной системе, а в более узком смысле — двум и ныне существующим партиям Англии — консервативной (бывшие тори) и, теперь уже второстепенной, либеральной (бывшие виги).

В 1679 году находившиеся в оппозиции виги, воспользовавшись выгодной ситуацией, нередко открывающейся в ходе политических интриг, добиваются закона, с  помощью которого имелось в виду обезопасить противников правительственной политики от репрессий. Ему суждено было сделаться важной частью английской конституции. Закон этот известен под названием Habeas[/b]corpusact(акт о гарантиях прав  личности). Закон был призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, но приобрел более общее значение. Он упростил и упорядочил процеду­ру получения судебного приказа о предварительной дос­тавке арестованного лица в суд для решения вопроса о пре­бывании под стражей. Любой подданный, задержанный за "уголовное или считаемое уголовным" деяние (исключая го­сударственную измену и тяжкое уголовное преступление), имел право лично или через представителей обратиться в суд с письменной просьбой выдать приказ " Habeas Corpus", адресованный должностному лицу (шерифу, тюремщику), в ведении которого находился арестованный. Получив при­каз " Habeas Corpus ", шериф или тюремщик были обязаны в установленный законом срок доставить заключенного в суд с указанием истинных причин ареста. После рассмотрения копии предписания об аресте и выяснения мотивов задер­жания судье предписывалось освободить арестованного под денежный залог и поручительство с обязанностью явиться в суд в ближайшую сессию для рассмотрения дела, по су­ществу. Исключение составляли случаи, когда лицо было арестовано в законном порядке за деяния, при которых по закону оно не могло быть взято на поруки. Кроме того, если лицо было арестовано за государственную измену или тяж­кое уголовное преступление, "Habeas Corpus" не выдавался. В этом случае действовала особая процедура подачи пети­ции о разборе дела и освобождении на поруки.

Лицо, освобожденное по приказу "Habeas Corpus", нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать до суда за то же преступление. Запрещалось также переводить задер­жанного из одной тюрьмы в другую и содержать без суда и следствия в тюрьмах заморских владений Англии. Закон предусматривал ответственность должностных лиц, судей за неисполнение его предписаний: высокие штра­фы в пользу заключенного и освобождение от должности.

Акт 1679 г. наряду с Великой хартией приобрел значе­ние одного из основных конституционных документов Анг­лии, содержащих ряд принципов справедливого и демокра­тического правосудия: презумпции невиновности, соблюде­ния законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с "надлежащей судебной процедурой" и по месту совершения проступка. В то же время можно отметить и историческую ограниченность этого закона. Во-пер­вых, ущемлялись права лиц, обвиненных в тяжких уголов­ных преступлениях или соучастии в них. Во-вторых, для ос­вобождения на поруки до суда требовался денежный залог, сумма которого могла быть очень значительной. В-третьих, действие закона могло быть приостановлено парламентом, что впоследствии неоднократно происходило на практике.

"Habeas Corpus" англичане называют своей «третьей великой хартией. Этот закон действует в Англии и в настоящее время, и англичане им очень дорожат.

Он на будущие века обеспечил гарантии против неправосудных арестов и способствовал впоследствии обоснованию ряда демократических принципов, вошедших в мировую практику: гарантии неприкосновенности личности, принцип скорого справедливого правосудия, соблюдения законности при задержании ...

Важно было то обстоятельство, что за два десятилетия, время Гражданской войны и республики Кромвеля сильно изменилась природа английского общества, которое почувствовало дух свободы и в то же самое время стало испытывать ностальгию по монархическому прошлому.

Возможно, именно в этот момент в английском обществе сформировались представления и предпосылки идеала или золотой середины в равномерном распределении власти в стране между королем и Парламентом, которые по прошествии ещё трех десятилетий на столетия легли в основу Британского конституционного устройства.

Гус Ян — Гус (Hus) Ян (1371, Гусинец, ≈ 6.7.1415, Констанца), национальный герой чешского народа, проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Родился в бедной крестьянской семье. В 1393 окончил Карлов университет в Праге, в 1396 магистр, в 1401≈02 …   Большая советская энциклопедия

Н.БАСОВСКАЯ – Разве у книг такая стоимость, великий господин император? Не такова стоимость книг. Гус высказался, что он против сожжения книг Виклифа, и тогда Вацлаф, император, не ручаясь за то, что он защитит, посоветовал Гусу покинуть Прагу. И он временно уехал из Праги, чтобы в этот момент не схватили.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вот это очень важная история, что император не был абсолютно всесилен. Даже император…

Н.БАСОВСКАЯ – Нет.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Будучи чехом, будучи императором Священной Римской империи, он не мог противостоять архиепископу пражскому, потому что за спиной архиепископа пражского стояла римская католическая церковь. И папа.

Н.БАСОВСКАЯ – Вся римская католическая церковь, как организация.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну а бывшие пираты знали, как расправляться с противником – уж Балтазар-то Косса, Иоанн XXIII…

Н.БАСОВСКАЯ – Со своим предшественником, которого он отравил.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да, да, да. Поэтому…

Н.БАСОВСКАЯ – Т.е. это совершеннейший преступник.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да, и представляете себе картинку, да: император, там, через своих посланников…

Н.БАСОВСКАЯ – Передает, рекомендует.

А.ВЕНЕДИКТОВ – «Уезжай, я тебя не смогу защитить».

Н.БАСОВСКАЯ – Я не смогу тебя защитить…

А.ВЕНЕДИКТОВ – И он уезжает.

Н.БАСОВСКАЯ – Он уезжает. И в этот момент, в 1412 году, как бы, продолжая борьбу с ним, не говоря об этом, архиепископ, по его опять решению, Прага наводняется индульгенциями.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вот, важная история.

Н.БАСОВСКАЯ – Это отпущение грехов, которое в этот момент церковь сделала, как бы, своим еще тоже способом привлечь людей. Тупо, корыстно, примитивно. Начали продавать отпущение греха не только совершенного, а впрок! Вот имеешь индульгенцию – и пойди вместе с ней соверши преступление. Пережить это Гус не может.

1. Учащиеся дают характеристику Яну Гусу по
памятке.

2. Выполнение теста.

1. Ян Гус беспощадно обличал:

А) духовенство

Б) дворянство

В) купечество

2. Ян Гус полагал, что церковь должна быть
подчинена

А) папе

Б) королю

Почему вместе с Яном Гусом сожгли и Библию? Ведь это – священная книга. Но и она была для Римской Церкви таким же «еретиком», как и её автор. Папе и Церкви было совсем невыгодно и неприемлемо, чтобы богослужения в чешских церквях проводились на родном языке. Они понимали, что язык и слова – это оружие, которое обернется против их могущества. Прочитав Библию на простом доступном родном языке, простые люди, да и знать, могли понять, насколько далеки указы и постановления Папы Римского от Божьих заветов. Но рукописи, как известно, не горят. Пусть на столетие позже, но чешский народ получил возможность изучать Библию, переведенную на чешский язык.

Прах первого чешского реформатора был развеян над водами Рейна. Но его идеи не умерли вместе с ним! Известие о казни Яна Гуса в течение нескольких дней разлетелось по всей Чехии. Волна возмущения и негодования всколыхнула тихие чешские села и города. В адрес Церковного Собора был направлен Протест, под которым поставили подпись более полутысячи богатых и знатных семейств чешского дворянства. А простые крестьяне и городская беднота стали собираться в вооруженные отряды и уходить в леса. Национальное самосознание, которое сумел разбудить Ян Гус, стало основной причиной начала новой эпохи в истории Чехии – эпохи Гуситских войн. У этой эпохи был, конечно, свой герой – одноглазый Ян Жижка родом из Троцнова. Но память о Яне Гусе чешский народ сохранит на долгие века.

В 1999 году, спустя пять веков со дня казни Яна Гуса, в Ватикане состоялся международный симпозиум. Он стал примечателен тем, что Римский Папа Иоанн Павел II публично признал необоснованность обвинений, выдвинутых против Яна Гуса. Также Папа высказал сожаление от имени церкви по поводу его казни и мученической смерти.

Хотя Ян Гус и обвинял публично представителей духовенства и знати в различных грехах (прелюбодеяния, разврат, стремление к наживе и тому подобное), он сам жил далеко не как аскет. Ко всему прочему, в пору своей студенческой молодости, обучаясь богословию, Ян Гус был частым гостем общественных бань, которые в то время слыли местом греховных плотских утех.

6 июля - государственный праздник Чехии - день Магистра Яна Гуса.
Родной дом Гуса (Husův domek) в Гусинце
Дом Гуса (Husův dům) в Прахатице
670-летняя Гусова липа в деревне Хлыстов
Вифлеемская часовня в Праге - место важнейших проповедей Гуса
Памятник Яну Гусу на Староместской площади в Праге, скульптор Ладислав Шалоун.

Источник: http://vokrugsveta.ru/encyclopedia/
[b]

Наверх